Мы переходим к «ужасу-ужасу» обещанному. Если вы читаете научно-популярные книжки (по нейрофизиологии, по социальной психологии, когнитивистике) и не приходите в ужас — это «ужас-ужас». Потому что вся наша внутренняя конструкция полна невероятного количества парадоксов. Потому что у вас нет «я», потому что все решения, которые вы принимаете, на самом деле принимает ваш мозг, и потом вы осознаёте эти решения. На самом деле вы просто «подмастили» тому, что ваш мозг уже придумал.
Если мы возьмём социальную психологию, там всё ещё более драматично. Мы же привыкли думать, что мы хорошие люди. Мы уверены, что мы движимы нашими установками внутренними. Социальная психология показывает, что всё, что мы про себя думаем, все истории, которые мы создаём, все нарративы, все установки, которые определяют наше поведение — всё это ничего не стоит.
Если у вас будет время, прочитайте книжку «Эффект Люцифера». Её написал Филипп Зимбардо, который организовал в подвале университета «тюрьму», куда собрал молодых студентов, чтобы они поиграли в чудную игру. Зимбардо заигрался. То, что стало происходить в тюрьме, было реальной катастрофой. То, как «надзиратели» вели себя по отношению к «заключённым» — это за гранью понимания. И Зимбардо поддался всей этой игре. Он говорит: «Я чувствовал себя просто на вершине игры. Я был хозяином тюрьмы».
Несчастные заключённые запланировали побег, реальный побег. Они реально чувствовали себя заключенными, хотя могли в любой момент сказать, что игра закончена. Они были под влиянием этой ситуации, под влиянием социального давления. Не было никакой личности, никаких внутренних установок и понимания.
Эксперимент должен был продлиться две недели, и непонятно, чем бы это закончилось, если бы невеста Зимбардо, поговорив во дворе с «надзирателями», не пришла в чудовищный ужас. Она сказала Зимбардо, что невесты у него больше нет. И «великий начальник тюрьмы» подумал: «Боже, может быть, я что-то делаю не так». И через два дня он всё-таки прервал эксперимент. Ужас состоит в том, что никто не верил, что эксперимент закончился. Ни заключенные, ни охранники. Мы так вживаемся в свои роли, мы так подвержены влиянию ситуации, социальному давлению, что весь наш «внутренний мир», в который мы играем, может в миг рассыпаться.
Так что социальная психология заставляет нас прийти в ужас. Нейрофизиология заставляет нас прийти в ужас. Но в самый большой ужас меня приводит когнитивистика. Там меньше морали, нравственности и прочего.
У нас с вами есть сознание. Вы сегодня утром проснулись, очнулись, так сказать, ото сна и обнаружили себя в сознании. Но в какой-то момент вы начнёте «кемарить», сознание покинет вас. Сознание — просто ничтожная вещь. Существует масса мифов о нём, и мы сейчас за три шага их все уничтожим.
Первое — сознание не многозадачно. Оно настолько тупо, что в одну единицу времени способно решать только одну задачу. Если кто-то из вас водит машину и разговаривает по телефону одновременно, знайте — вы делаете либо то, либо другое. Ваш мозг просто быстро переключается, но он вам врёт, когда говорит, что вы делаете и то, и другое.
Второе — когда вы оперируете какими-то интеллектуальными объектами, понятиями, то их может быть только три. Например, если вы думаете про революции, то в какой-то момент вы можете ещё подумать про естественный отбор и про гетерогенные и случайные мутации. Но если я вам в этот момент начну ещё напоминать про отсутствие промежуточных форм, у вас уже что-то выпадет. Потому что у вас будет четыре объекта, вы уже не способны их складывать.
Ну и гвоздь программы. Какова длина мысли, которую вы способны думать? Три секунды. Да, вы «перепрыгните» на другую мысль, всё это как-то скрутите и будете думать: «О, я сегодня так долго размышлял!»
Нам пора приходить в «ужас-ужас». Потому что сейчас, и это открытие последних 20-ти или 30-ти лет, мы удивительным образом стали понимать хоть что-то про то, как работает наш мозг. А наш мозг — это мы сами. Представляете, 2,5 тысяч лет существует философия, и только сейчас мы начинаем что-то понимать. И только сейчас мы понимаем, что мозг нас обманывает. И понимаем плохо, потому что мы тупые. Мозг так создан, чтобы мы были идиотами. Слишком умные не выживут. Вот, собственно, глубина человеческого существования. Надо теперь понять, как жить. Самое время — 9 утра.
Понимать собственную ограниченность — это начало всякого понимания. Это понимание рождает в нас поисковую активность, и мы начинаем видеть факты. И если вы знаете, что чего-то не понимаете, но вам всё равно интересно — это правильно, это самая важная вещь.
Вернёмся к экзистенции. Из-за чего мы страдаем в этой жизни? Мы страдаем от ощущения бессмысленности, от чувства одиночества, от того, что нас не понимают. А как можно нас понимать, если мы сами лишены всякого любопытства? Что есть наше общение с близкими людьми, если мы думаем, что нам с ними всё понятно? Мы идиоты, нам ничего не понятно. Мы общаемся с образами других людей, которые существуют у нас в голове. Физиология нашла даже зону мозга, где живут эти другие люди. И мы с ними там внутри разговариваем мысленно, а иногда проецируем эти образы на те объекты, с которыми имеем дело.
Вот так рождается одиночество. Вот так рождается ощущение бессмысленности всего существования. От того, что у вас нет реального живого общения с другими людьми. И оно возникает только в том случае, если вы внутри себя понимаете, что вы их не понимаете. Тогда вам становится интересно. А когда другой человек становится вам интересен, когда вы становитесь интересны другому человеку, тогда начинается счастливая жизнь.
Я вам сказал, что философии 2,5 тысяч лет, немного её принизил, и я должен её реабилитировать. Потому что философия началась с Сократа, который сказал: «Я знаю то, что ничего не знаю». Он не шутил. Но ещё больше он не шутил, когда добавил: «…но другие не знают даже этого». Старого дядьку послушайте. Не зря он отдал жизнь за свои убеждения. Иногда мы можем совершать великое.