Тема: GAME
Алёна Повышева
Капитан команды «Что? Где? Когда?»

Почему взрослым людям важно продолжать играть, и какие игровые навыки помогают в решении профессиональных вопросов.

Лекция прошла 27 апреля 2018
Способность или привычка вовремя заканчивать думать о том, какой ты молодец, напрямую связана с привычкой и способностью заканчивать думать о том, какой же ты лошара.
Я хочу начать с увлекательной истории. Я работаю продюсером в модном бренде Befree, это не реклама. И по работе мне приходится делать разные интересные вещи, например, ставить курицу на голову Регине Тодоренко и прочее. Действительно интересные штуки. И недавно я столкнулась с одной проблемой. Мне нужно снять массовую сцену: написать на земле огромный логотип в центре Питера, поставить туда примерно 50 человек и снять это всё с квадрокоптера. Очень нетривиальная задача. Естественно, крыша не подходит, потому что нельзя поставить туда 50 человек. Открытые площадки тоже, потому что там нельзя написать логотип. Я подумала, посовещалась с коллегами и вспомнила, что я играю в одной команде с человеком, который занимается судоходством. У него есть одна большая баржа, которая стоит у нас в порту. И на этой барже можно написать логотип, поставить любое количество людей и снимать прекрасные виды. Причём здесь интеллектуальные игры? На самом деле при всём. Интеллектуальные игры, я буду говорить больше о «Что? Где? Когда?», они дают нам, во-первых, очень полезные навыки, которые мы используем потом в своей жизни. Во-вторых, это эмоции, которые сложно получить в нашей обычной жизни, даже креативной. И в-третьих, это как раз люди, которые могут вам в самые неожиданные моменты помочь решить самые неожиданные проблемы. Потому что долгая игра притягивает к себе огромное количество людей.

Я недавно посмотрела ролик во Вконтакте и обнаружила, что у меня больше 1000 людей в друзьях, а я добавляю только тех, кого лично знаю. И такое количество людей, конечно, никогда не будет лишним и хотя бы с чисто прагматической точки зрения пригодится.

Мы начнём с командной работы. Это очень важный навык. Какими бы мы ни были классными, умными, образованными, творческими людьми, мы всегда имеем ограничения. Как только у вас появляется ещё 5 человек, каждый из которых ещё чем-то интересен, другие не остаются в этом деле долго. Вы без зазрения совести можете пользоваться своими личными данными, своей базой, но и базой этих людей тоже можете пользоваться.

Главное — уметь с ней работать. То есть вытаскивать из людей знания, умения, навыки и использовать их в своих целях, чем я и занимаюсь.

Ответ на вопрос очень часто бывает в самом вопросе. И это тоже применимо не только к игре, но и к реальной жизни. Как это работает в жизни. Первое, что мне приходит в голову из моей жизни — это экзамены. Экзамены по философии я сдавала только таким способом. Я не могу запомнить ничего, поэтому я запоминаю всё, что могу, и внимательно слушаю, что у меня спрашивают. И когда говорят: «Расскажи мне про такого-то человека, который тогда-то жил и там-то работал». Я отвечаю: «О, это человек который жил тогда-то...», и что-нибудь добавляю от себя. Потому что, в принципе, уже можно понять, о чём речь. И ты худо-бедно справляешься, и этого достаточно, если тебе не важно количество баллов.

Человек, когда задаёт вопрос, подсознательно закладывает какую-то часть ответа, которую он хочет услышать, в этот самый вопрос. Вам нужно услышать важные слова, их для себя вычленить, проанализировать и дать ответ. В идеале, конечно, ответ правильный. Это, безусловно, полезный навык, но он не работает в условиях ограниченного времени. Вы не можете вернуться на собеседование через 2 часа и сказать: «А, я придумал». Иногда такое хочется, конечно, сделать, но чаще всего это невозможно. И нам в игре помогает то, что минута обсуждения длится 60 секунд, а не 74, например. То есть вы учитесь за короткое время слышать входящую информацию и быстро её анализировать, вычленять из неё нужные слова и использовать их для ответа. То есть алгоритм одинаковый везде: слушай, что тебе говорят, сопоставляй с каким-то известным тебе бэкграундом, доступным тебе багажом, выделяй ключевые слова и собирай это всё, добавляя что-то от себя. И делай из этого ответ. И это реально работает прям во всём.

И есть ещё несколько базовых очень важных навыков. Например, очень важный навык — это способность переключиться. Я думаю, что многие из вас когда-либо проводили брейнсторминги и сталкивались с моментом, когда вы заходите в тупик. И сколько бы вы ни «бились в эту стену», она не пробивается. Можно, конечно, продолжать пока у вас не закончится лоб, но лучше вернуться, посмотреть под другим углом на эту проблему, зайти с другой стороны и ответ находится довольно быстро.
Это можно по-разному называть: выход из плоскости, перебирание поля поиска, но суть, в общем-то, одна и та же.
Иногда ты можешь не быть молодцом, и это вообще-то не страшно.
Кроме таких вот полезных вещей и умения пользоваться людьми в собственных целях, что абсолютно не гуманно, но очень полезно, есть эмоции, которые нам даёт игра. И это на самом деле чуть больше, чем просто радость победы, потому что радость победы доступна не многим. Если у вас играет 50 команд, например, по 6 человек, радость победы испытает 6 человек. Если люди умеют радоваться 2-му и 3-му месту, то в 3 раза больше. Но это не правда. Игра хороша тем, что у тебя не один шанс почувствовать себя молодцом, а столько, сколько вопросов в игре. И эмоция от решённого вопроса — это такой особенный кайф, который не очень доступен взрослым людям во обычной взрослой жизни. Это шанс почувствовать себя молодцом и понять, что люди, которые сидят с тобой за столом и занимаются тем же делом, тоже понимают, что ты молодец. И ты получаешь немножко признания от людей вокруг, и ты чувствуешь, что ты молодец.
Если задуматься, мы во взрослой жизни, конечно, получаем подтверждение того, что мы молодцы, но чаще всего не так много, как нам хотелось бы. Я думаю, что все со мной согласятся. Это требует гораздо больших усилий, и большего времени. То есть смоделировать в реальной жизни ситуацию, где ты в минуту решил какую-то проблему и почувствовал удовлетворение, я не могу.

У меня на эту тему есть прекрасная история. Я живу в небольшом спальном районе, у нас там есть прекрасный паб, где вкусное пиво, и туда ходят приятные люди. И в какой-то момент мы с мужем подумали, что прекрасные люди — они уже наши друзья. И мы решили сделать там некоммерческий проект. И мы собираемся через понедельник, мы готовим для них небольшую игру, и ребята с соседями разбиваются на команды, отвечают на вопросы. Это очень увлекательно, у нас там уже «рубилово» за первое место.
И буквально в этот понедельник ребята пришли просто отметить чей-то день рождения. Они пришли просто выпить, абсолютно обычные парни. Они сначала сели и так посматривали. Было видно, что мы мешаем им в полной мере наслаждаться жизнью. И тогда я подошла и предложила им поиграть. И они начали играть, они очень быстро втянулись. К третьему вопросу уже был такой азарт, будто они играют за корону. И когда они «взяли» вопрос, ор был просто до небес, они хлопали в ладоши, стучали по столу, бежали заказывать ещё пиво. Хотя это был не сложный вопрос, его «взяли» все команды, которые были там. Но какая разница? Если ты понимаешь, что ты классный — это абсолютно нереальный кайф. Причём это статистика — чем хуже играет команда, тем больше она радуется, когда отвечает на вопрос. Потому что у них таких моментов меньше, они особо не претендуют ни на какие победы и прочее. Но это всё равно кайф.

Есть ещё одна эмоция, которой я даже не могу придумать никаких аналогий из реальной жизни. Это удовольствие от озарения. То, что сейчас модно называть инсайтом. Это довольно часто встречающаяся ситуация, когда ты всю минуту мучился, вспоминал, а потом тебе задают вопрос ещё раз, или ты задаешь его себе сам, и ты внезапно «ловишь» какой-то инстайст. На самом деле это, конечно, не совсем так, это просто техника «обнуления», когда ты отчаялся, и уже забыл всё, что у тебя спрашивали, и тебе снова дают ту же самую информация, но воспринимаешь ты это так, будто тебе «с неба что-то свалилось».

Ещё одно очень важный навык на границе с эмоциями — возможность понять, что иногда ты можешь не быть молодцом, и это вообще-то не страшно. Потому что правильно ошибаться нас нигде не учат, а в жизни мы ошибаемся. И игра даёт возможность понять, что от этого никто ещё не умирал. И это очень важно, особенно для людей, склонных к саморефлексии.

И когда игра закончилась, если у тебя нет мании величия, даже если ты не считаешь себя самым классным в мире, у тебя в голове всё равно будут прокручиваться вопросы и мысли о том, какой же ты молодец. Способность или привычка вовремя заканчивать думать о том, какой ты молодец, напрямую связана с привычкой и способностью заканчивать думать о том, какой же ты лошара. И это тоже очень важно потому что мы все ошибаемся, но никто не учит нас не убиваться по этому поводу. На игре у тебя много быстрых и безболезненных шансов получить это право на ошибку, пожать плечами и пойти дальше.

Заключить я могу только напутствием: играйте, чувствуйте себя молодцами, понимайте, что в том, чтобы не быть молодцом, нет ничего страшного, и всё это переживаемо. Получайте удовольствие от жизни.


Show more
Made on
Tilda